Максим Стоялов: “«Зона» — фильм о дружбе”

01 июля, 2015 - 20:07
Рубрика: 

Мелитополь — творческий город. Здесь рисуют, танцуют и поют, играют в театре и… снимают фильмы. О деятельности молодого режиссера Максима Стоялова писало уже много городских интернет-изданий. Он является соавтором короткометражки “Черное, белое” (2011) и создателем кинофильмов “Беги” (2009), “Зона” (2015), “Конверт” (2015), “Цена жизни” (2015). В связи с премьерой картины “Зона”, которая состоялась 21 июня в игровой комнате “Avatar”, мы решили поинтересоваться у Максима, в чем заключался идейный смысл фильма и насколько ему удалось передать его зрителю. Также в ходе интервью режиссер рассказал нам о своих творческих планах на будущее.

Максим Стоялов — режиссер, писатель-фантаст, официальный представитель Международной организации “CinemaHall”.

 

— Кино — интересный и в то же время очень притязательный вид искусства. Ведь главным показателем успеха режиссера является признание зрителя, добиться которого довольно сложно. Максим, почему Вы решили заняться кинематографом? У Вас есть профессиональное режиссерское образование?

— Я нигде не учился режиссуре, просто очень люблю кино, и мне хотелось бы сделать вклад в украинский кинематограф. В нашей стране из-за отсутствия финансирования кино практически не развивается. Хороших фильмов у нас мало, за один год вышло только две достойные картины: “Поводырь” и “Незламна”.

 

— Как Вам пришла идея съемок “Зоны”?

— У меня возникло желание снять в нашем городе необычный фильм в жанре фантастики, о зоне отчуждения, бандитах, Сталкере и любви — такой, какого у нас еще никогда не делали.

 

— А что значит “зона”? Есть у нее символический смысл? И были ли другие варианты названия фильма?

— Под зоной подразумевается зона отчуждения. Это был единственный вариант названия. Можно было назвать “Сталкер”, но уже есть одноименный полнометражный фильм и игра. Зона отбивается от сталкерской тематики. Некоторые не совсем понимают, о какой зоне идет речь, и путают с зоной АТО. Никакого отношения съемки фильма к ней не имеют, за исключением отосланных туда консервов, которые покупались в качестве реквизита.

 

— Какова идея данной короткометражки? Над чем зритель должен задуматься?

— “Зона” — фильм о дружбе. В нем показано, насколько важно в тяжелых ситуациях оставаться человеком, не предать друга, партнера ради своих животных инстинктов. Тут в самых экстремальных условиях и сложных моментах жизни представляется настоящее лицо человека. Конечно, нужно осмыслить этот фильм. Думаю, каждый его поймет по-своему.

 

— Расскажите о сюжете фильма.

— Двое бандитов, Марк и Михаил, ограбили инкассаторский джип и решили спрятаться в зоне отчуждения. Их проводит туда Сталкер. У них сумка с деньгами и консервы, чтобы было чем питаться все это время. В зоне они видят других преступников с девушкой, которую намереваются изнасиловать. В этот момент Михаил ее спасает — и между ними зарождается любовь. Концовку рассказывать не буду, скажу только, что она неожиданная.

— Максим, а чем Вы руководствовались при выборе актеров? Роли исполняют профессиональные киноартисты?

— На кастинги приходило много людей. Для меня, в первую очередь, важны были харизма, энергетика и эмоциональность. Роли исполняли в основном непрофессионалы. Единственным опытным актером, который играл одну из главных ролей — бандита Марка, - был Антон Байдаков, участник театра Б. И. Туменка “Время”. Я сыграл Мишу. Оля Кияшко, которая шесть раз попадала в журнал “Самые красивые женщины Мелитополя”, исполняла роль девушки-медсестры. Также в съемках принимали участие фотограф и оператор Виктор Величко, Николай Потапушкин и др.

 

— Не все режиссеры играют героев своих же фильмов. Как Вы ощущали себя по ту сторону камеры? Вам комфортнее сидеть в режиссерском кресле или играть на съемочной площадке?

— Честно говоря, я исполнил роль Михаила не только потому что мне этого очень хотелось. Я просто не нашел того человека, который смог бы его сыграть так, как я себе представлял. Здесь важно было передать человечность. У этого персонажа происходит внутренняя борьба. Он не хотел совершать преступление, но был вынужден пойти на него: ему нужны деньги, чтобы спасти больную мать. Я не знаю, насколько хорошо смог я это показать, — жене и друзьям нравится. Мне хотелось бы выступать в качестве актера, но только в эпизодах. Это влияет на режиссуру: я со стороны не вижу, как играю.

 

— Максим Стоялов — самокритичный человек?

— Очень. Я слишком требовательный. Посмотрев готовый фильм, я заметил некоторые свои ошибки, но, надеюсь, критиковать сильно не будут.  

 

— Вы считаете себя режиссером или съемки кино для Вас — скорее хобби?

— Нет, не считаю. Это увлечение. Я пока для себя не решил, буду ли продолжать заниматься режиссурой в дальнейшем.

 

— На какую технику снимали “Зону”? Где и как долго проходили съемки?

— Использовалась аппаратура Виктора Величка. Съемки проходили на заброшенной стройке в районе райбольницы, садов Фибилера и первой городской больницы. В целом фильм снимался около четырех месяцев.

 

— Были какие-то курьезные случаи во время съемок? Расскажите о самых запоминающихся.

— Когда снимали в садах Филибера, то использовали опасные с виду реквизиты и подозрительные для окружающих костюмы. На мне была матроска, курточка, перчатки, спортивные штаны, на Антоне и операторе (оба с бородой) — униформа. При нас имелись ружья. Люди были заметно напуганы, но проходили мимо, никто так и не вызвал милицию. Потом, конечно, увидели, что мы снимаем фильм, подходили, интересовались. Также был смешной и яркий момент, когда Антон, изрядно проголодавшись, с большим аппетитом ел консервы — можно было заодно снять рекламу.  

 

— Планируете ли Вы съемки второй части “Зоны”?

— Второй части не будет. Очень хочется снять фильм о Сталкере, сделать про него отдельную историю. Вообще, конечно, все упирается в деньги. Я бы хотел сделать глобальный проект о будущем, тоже в жанре фантастики, и показать его в нашем кинотеатре “Победа”. Но здесь нужен человек, который разбирается в спецэффектах, мог бы нарисовать роботов, монстров. К тому же, чтобы развернуть такой сюжет, необходима поддержка со стороны власти и меценатов.

 

— Вас интересуют другие жанры кинематографа или Вам по душе только фантастика?

— Мне нравится фантастика и ужасы. Любовь, драмы — это так заезжено.

 

— У многих творческих людей есть муза или что-то, в чем они находят вдохновение. Максим, а что Вас воодушевляет на создание фильмов?

— Моя муза — это моя жена. Она мне очень помогала, для меня была важна поддержка с ее стороны. Я не спал по ночам, переживал за съемки, и если бы не Света, наверное, ничего бы не вышло. При отсутствии продюсера и спонсоров очень сложно что-то сделать в Мелитополе. Как бы пафосно это не звучало, но в фильме “Зона” я выступил в качестве и продюсера, и сценариста, и режиссера, и актера.

 

— У Вас есть кумиры среди режиссеров? Чьими работами Вы восхищаетесь?

— Люблю фильмы Квентина Тарантино и Андрея Тарковского, в частности,  “Сталкер”. Я изучал их сценарии, режиссерские версии, смотрел рабочие моменты съемок и стал понимать, что мне не нравится обычное кино. Также мне импонируют Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг. Из отечественных деятелей кинематографа уважаю творчество актера Богдана Ступки и Любомира Левицкого, который снял “Тіні незабутих предків”, “Ломбард” и “Штольню”.

 

— Планируете ли Вы участвовать в кинофестивалях и показывать свои фильмы широкой публике за пределами Мелитополя?  

— Короткометражку “Зона” я отправил на фестиваль “Молодость”. Сделал еще несколько заявок, жду подтверждения. Так как я являюсь представителем  “CinemaHall”, у меня есть человек, который сможет помочь в плане показа фильма в других городах.

 

— По Вашему мнению, чтобы пробиться в украинский кинематограф, обязательно нужно иметь профессиональное образование?

— Думаю, нет. Недавно в Мелитополе я показывал картину Максима Стецкова “Смертельно живой”. Так вот, хотя у него режиссерского образования нет, он снял хороший полнометражный фильм. Я считаю, что, имея свое видение, можно сделать все самому, и не обязательно у кого-то учиться. Тем более, как мне кажется, когда есть чистый разум, не ограниченный шаблонами, результат получается гораздо лучше.  

 

Оцените пользу материала: 

Комментарии

По-моему у Стоялова слишком завышена самооценка.В вашей игровой комнате я понял что ему снимать только "Кошки-мышки".Не знаю как человек,но актер никудышный!!!

У самокритичного человека не может быть повышена самооценка, вывод автор комментария. завидуют, что кто-то пытается что-то делать, а другие просто жуют сопли. Внимательно нужно читать интервью, а не завистью, мало опыта, да, но не никудышный.