Извозчики, первые авто и советские ограничения: история украинского такси
Возможность арендовать карету на время появилась впервые в Лондоне и Париже в начале XVII века. Уже в 1635 году парламент в Англии легализовал такой вид деятельности, а с 1662 года здесь начали выдавать лицензии извозчикам.
Началом истории «такси» в Украине можно считать тот момент, когда один предприимчивый извозчик решил кого-то подвезти за отдельную плату. Настоящие имена участников этого соглашения потерялись в истории. Но по мнению известного, ныне покойного, киевоведа Дмитрия Малакова, одним из первых, кто сделал это дело предпринимательской деятельностью в Киеве, был бывший кучер городского головы Павла Демидова.
В 80-х годах XIX века городской голова Демидов ушел в отставку и уехал из Киева. За хорошую службу он подарил своему подчиненному собственную конюшню с бричками и лошадьми. Новый владелец основал фирму, которая занималась перевозкой пассажиров за плату. Чуть позже компанию извозчиков основал Дмитрий Коротков, который в прошлом тоже был кучером. Его фирма основана на Дмитровской улице, имела свою кузницу, мастерскую и сотню лошадей. Почти все визиты царской семьи в Украину обслуживала его фирма.
Извозчики ждут своих пассажиров у Национальной академический театр оперы и балета Украины им. Т. Г. Шевченко.
Сегодня рассчитать стоимость такси в Харькове , киеве или в других городах Украины каждый может онлайн не выходя из дома. Ранее же четкой фиксированной платы за проезд с ездовым не было. За цену проезда надо было заранее договариваться с кучером. Все зависело от очень сложного и неоднозначного рельефа города, погоды и ужасного состояния дорог. В журнале «Киевская старина» мы находим информацию, за поездку на одноконные бричке от вокзала до Крещатика обычно брали 40-50 копеек, а пароконку - 80-90 копеек. Для сравнения ржаная буханка в то время стоила 5 копеек, а в местных бюджетных ресторанах можно было пообедать за 30 копеек.
Езжай тихо - зарабатывай больше
В начале ХХ века городская власть крупных украинских городов пыталась идти в ногу со временем. Улицы уже заключались мостовой, началась борьба за комфорт и спокойствие. Оказалось, что все местные ездовые экипажи были совершенно не готовы к такому благоустройства города. Стальные колеса создавали большой шум, на который жаловались горожане. Власть заставила всех ездовых перейти на резиновые колеса, которые создавали меньше шума и повышали комфортность проезда.
Поскольку переход на резиновые колеса стоил для извозчиков недешево, то они неохотно способствовали повышению комфорта и уменьшению шума. Власти пришлось пойти на введение новых «реформ». Как писала газета «Киевлянин», в марта 1902 года года все ездовые экипажи в городе были разделены на 2 разряда. Кто успел поставить свои брички на «бесшумные» резиновые колеса, того причисляли к первому разряду. Ездовые первого разряда имели неоспоримое право повышать цену проезда на 25 процентов. Все, кто не успел - были во втором разряде и пользовались старой тарифной сеткой. По мнению властей, этот шаг должен ускорить реформу. Но все пошло не так, как думалось.
Первые протесты
Насмотревшись на успехи московских коллег, городская дума Киева даже привезла из Москвы комфортные кареты на резиновых колесах, которые имели суконное седло на пружинах, тормоза и таксометр. Противники же указывали на ее непрактичность и сложность киевского рельефа, мол, что иногда, даже пара лошадей, запряженных в легкую бричку не могли справиться с подъемом на Андреевский спуск. Но никто не слушал.
Весной 1910 городская дума приняла постановление о «Ездовом промысле», в котором четко говорилось о том, что все ездовые брички должны быть переоборудованы под новый комфортный тип. С первого апреля 1913 движение всех бричек старого типа будет полностью запрещено в украине. С 1 апреля новая такса для извозчиков становила:
- За езду с 7 утра до 12:00 ночи за первые 15 мин - 50 коп. далее по 10 коп. за 5 каждые 5 минут.
- После 12:00 ночи до 7 утра за первые 15 мин. - 65 коп.
- Для одноконных извозчиков в день установлено таксу по 25 коп за 15 минут. Ночью за первые 15 минут - 35 коп., а через час - 1 руб.
Когда же будет принято таксомоторы, то пароконные извозчики будут получать за 1 версту (1,06км) 50 коп, а одноконные - 25 коп.
В тот же 1 апреля 1913 в Киеве произошел переполох. Всех ездовых, чьи транспортные средства не соответствовали нормам - останавливали и штрафовали. Коней спускали, а самих извозчиков стали преследовать жандармы. Часть нарушителей попала за решетку, а часть бежала из города. Возничий движение в Киеве остановился, все пострадавшие от новых реформ объявили забастовку, которая длилась две недели, и имела для города неприятные последствия. Забастовка закончилась победой митингующих. Власти пришлось отказаться от своих желаний.
Новый игрок на рынке
К концу 1913 для киевского такси в чикагской таксомоторной компании закупили первые автомобили. Это были преимущественно автомобили марки Ford, Renault и Lorraine-Dietrich. Основным их отличием от других автомобилей было то, что они отражались особым логотипом - черно-белыми квадратами, расставленными в шахматном порядке. Пользоваться новым видом транспорта в то время могли только состоятельные люди. Ведь не каждый мог позволить себе оплатить поездку 1 руб. 20 коп за 10 км. Оплата осуществлялась по показателям таксометра, который был изобретен в 1891 году Вильгельмом Брюн.
Для безопасности пассажиров и других участников дорожного движения, скорость поездки ограничивалась до 10 км в час. Хотя и цены, по всей видимости, кусались, но от желающих покататься практически не было отбоя. Для того, чтобы подчеркнуть элитность и изысканность новинки, всех водителей одели в специальную форму и в принудительном порядке приказали следить за чистотой автомобиля и собственным опрятным видом.
В период Первой мировой войны автомобильное такси в городах на радость всех конных возничих перестало функционировать. Дальнейшая судьба первых автомобилей такси точно неизвестна.
Новая страна и новая жизнь
Первая Мировая Война постепенно переросла в гражданскую войну. Впереди была новая власть и новая экономическая политика. Местной власти, бизнесменам и инвесторам тогда было совершенно не к улучшению инфраструктуры города. 14 апреля 1919 большевиками даже был издан декрет о полной остановке гражданского автомобильного движения в Киеве, Харькове, Одессе. Это объяснялось острой нехваткой нефти в стране. В 1930 году в крубных городах Украины большевики открыли первые государственные таксомоторные парки, в состав которых входили разные автомобили, которые были конфискованы у местных элит и частных производственных предприятий.
Один из первых официальных киевских автомобилей такси. Модификация автомобиля ГАЗ М-1. Была выпущена в одном экземпляре. 1934.
Лишь в 1934 году Киевский таксопарк получил 8 автомобилей ГАЗ-А, которые изготовлялись на Горьковском автомобильном заводе. СССР в то время имело острую потребность в автомобилях для различных государственных ведомств и армии, в результате чего все таксопарки получали автомобили только по избыточным принципу. В 1936 году для всех городов СССР были утверждены единый тариф на пользование услугами такси:
- днем платили по 80 копеек за километр езды по городу и 1 р. 20коп. - за городом;
- в ночное время поездка стоила 1 руб. 20коп. независимо от маршрута.
До Второй Мировой Войны служба такси была доступна только партийным и руководителям крупных производственных предприятий. Пользовались услугами таксомотора, когда знали точное время выезда. Бронировать авто приходилось по несколько дней. Ездили в основном к вокзалу.
Служба такси в Украине стала полноценной лишь после 1956 года, когда было создано диспетчерскую службу, а подвижной состав стал пополняться новыми автомобилями специального выпуска марки Волга М-21, которые были укомплектованы полноценными таксометрами, имели свой логотип и номер телефона, по которому можно было заказать автомобиль.Но все же доступным для широких масс такси стало лишь в 1970-х годах, когда произошел транспортный бум, и повысился уровень жизни украинцев. По воспоминаниям очевидцев, до 1973 года за 1 километр платили 10 коп., а после 1973 цена стала вдвое больше. Заказ такси по телефону стоило 20 копеек. При бронировании автомобиля на указанное время приходилось платить 1 рубль, такие цены просуществовали до 1991 года.