Любопытство улучшает память за счет системы поощрения мозга
Рубрика
Американские исследователи установили, что любопытство существенно улучшает память и способствует эффективной учебе за счет выработки в мозгу особого химического вещества, названного дофамином. Под его воздействием у человека разжигается интерес к изучаемому предмету, и он быстрее усваивает информацию.
Сканирования головного мозга студентов пролили свет на то, почему люди учатся более эффективно, когда задето их любопытство, чем если они испытывают скуку. Ученые США нашли доказательства того, что заинтересованность активизирует выработку дофамина, который, в свою очередь, усиливает память. Студенты, которые приняли участие в исследовании, лучше запоминали ответы на простые вопросы, однако в то же время, пребывая в состоянии любопытства, также продуктивно усваивали несвязанную информацию. Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что с целью мотивации учеников можно стимулировать их естественное любопытство, которое поможет им запомнить сложный материал.
Нейробиолог Калифорнийского университета Чара Ранганатх сказала, что в ходе эксперимента у его участников любопытство задевалось, когда у них было некоторое представление предмета, о котором шла речь. При этом они сталкивались с рядом пробелов в его понимании. Специалист утверждает, что любопытство является двигателем, который способен заполнить эти пробелы. Она сравнила это с «зудом», для утоления которого необходимо просто «почесаться».
Коллега Ранганатх, Маттиас Грюбер, который вел исследование, просил студентов ответить на серию простых вопросов. При этом он отметил уровень их уверенности в правильных ответах и заинтересованности в них. После этого к вопросам, на которые они затруднялись ответить, у них также проявилось любопытство. Тогда Грюбер использовал fMRI сканер, чтобы проконтролировать деятельность мозга каждого студента. Результаты показали, что она существенно активизировалась в тех областях, которые передают дофаминовые сигналы. Оказалось, что нейромедиатор тесно связан с системой поощрения мозга, а любопытство передается по тем же нервным путям, которые заставляют людей тосковать по шоколаду, никотину и прочим удовольствиям.